23. Учимся воспитывать детей с помощью самогипноза
Воспитание детей «трудное, огорчительное, но и благодарное
дело. Как правило, оба родителя заняты на работе. Не во всех семьях
есть бабушки, дедушки, любящие тети и дяди, которые частично
принимают на себя заботу о детях. Именно в наши дни родители
особенно нуждаются в поддержке и понимании.
В гораздо большей степени, чем взрослые, дети открыты для
гипнотического воздействия. У них необыкновенно богатая фантазия,
они живут в своем выдуманном мире и легко поддаются положительному
самовнушению. Посмотрите, как они обращены в свой внутренний мир,
когда сидят у телевизора, за обеденным столом, увлечены игрой или
просто задумчиво молчат, погруженные в свои грезы. В течение дня
дети неоднократно впадают в кратковременный транс.
Исследования ученых показывают, что наиболее открыты для
гипнотического воздействия дети дошкольного и школьного возраста,
пока они не начали взрослеть. Вхождение в жизнь общества требует от
юношей и девушек более рационального и реалистичного взгляда на
окружающий мир, результатом чего является растущий скептицизм и
большая замкнутость внутреннего образного мира.
Овладение техникой самогипноза поможет как родителям, так и
детям научиться владеть собой и откроет им двери в подсознательное
царство образов. Мы надеемся, что эти навыки пригодятся детям, когда
они станут юношами и девушками, а затем взрослыми людьми.
В клинических случаях (ночное недержание мочи, гиперактивность,
значительное отставание в учебе, необузданность и агрессивность
поведения и др.) ребенка следует показать специалисту. В этих
случаях самогипноз годится только как вспомогательное средство,
после установления точного диагноза.
Гиперактивность, например, связана с повышенной
раздражительностью центральной нервной системы, осложненной
нарушениями обмена веществ, перенесенными инфекционными
заболеваниями и даже токсическими воздействиями на организм.
Необходимо четко разграничить психологические и физиологические
причины, прежде чем приступать к лечению ребенка.
Неформальный гипноз и внушение в повседневной жизни могут
помочь родителям наладить контакт с детьми, повысить их
успеваемость, привить им необходимые навыки, снять беспокойство и
пр.
Что касается детей, то самогипноз поможет им снять волнение
перед экзаменами и контрольными; повысить успехи и внимательность в
школе; улучшить сон; не бояться визита к доктору или зубному врачу;
избавиться от боязни темноты, животных и других страхов; исправить
изъяны поведения, например, капризы за едой или постоянный палец во
рту.
Вас поразит, как быстро даже маленькие дети овладевают
техникой самогипноза, ведь они доверяют вам, любят и уважают вас.
Главное, будьте терпеливы с собой и ребенком.
Самогипноз для родителей
Прежде чем начать заниматься с ребенком, научитесь самогипнозу
сами. Для этого познакомьтесь с первым разделом этой книги, если вы
еще этого не сделали.
Когда кто-нибудь из родителей расстроен, это состояние
передается ребенку. Вы, верно, заметили, как наблюдательны дети. Они
следят за вами даже тогда, когда вы не замечаете их присутствия.
Ваше плохое настроение передается ребенку, вызывая у него стресс.
Ребенок может сбросить этот стресс в виде какого-нибудь отчаянного
поступка, который еще больше расстраивает вас и вызывает ваше
ответное негодование. Порочный круг замкнулся, и вырваться из него
непросто.
Как справиться со стрессом, вам подскажет глава 12. Ваше
спокойствие «это спокойствие ваших детей. Вот как использовал
самогипноз Сэм, тридцатишестилетний отец двух сыновей, шести и
восьми лет.
Когда Сэм возвращался по вечерам с работы, мальчишки
прямо-таки набрасывались на него, дергая за руки и требуя, чтобы он
поиграл с ними. Он едва успевал сбросить пальто и перевести дух. В
конце концов, с каждым вечером по мере приближения к дому в нем все
больше нарастало раздражение и нервное напряжение. В дом он входил
заведенный, как пружина.
Сэм перебрал в уме несколько вариантов объяснения с детьми. Он
представил, что откупается от них подарками, конфетами и уступками,
только бы они не тормошили его так нещадно. Затем Сэм вообразил, что
усаживает их и они все вместе обсуждают его состояние и то, как
мальчикам следовало бы вести себя. Сэм представил, как сыновья
отреагируют на его слова, подумал, что надо заручиться поддержкой
жены. Короче, Сэм дал себе простор для выбора. После нескольких
сеансов, отведенных для репетиций, Сэм пришел к самому лучшему и
наиболее легко осуществимому решению: придя домой, он сначала
поиграет с ребятами, а затем последует поощрение, если они дадут ему
время переодеться и перевести дух. Поощрением будет сеанс
самогипноза, когда они все вместе станут придумывать разные вещи.
Конечно, Сэм не скажет, что это сеанс, а объяснит что это игра и
называется она «Придумай сам».
Теперь, приходя домой, Сэм минут двадцать играл с мальчиками в
мяч, видеоигры или участвовал еще в какой-нибудь из их затей, а
затем объявлял, что ему пора переодеться и поужинать. Если они будут
себя хорошо вести, впереди у них интересная игра под названием
«Придумай сам». Воспользовавшись вначале естественным детским
любопытством, Сэм увлек ребят игрой и, чем больше они входили во
вкус, тем больше у него появлялось времени для себя и жены.
Игра заключалась в том, что все усаживались на пол в комнате
мальчиков (Сэму хотелось, чтобы они оставались там и после окончания
игры) и Сэм предлагал каждому вообразить себя любимым героем
мультика, комикса или сказки. Для себя он выбрал Зорро, героя своего
детства. Затем он придумывал для всех какое-нибудь трудное дело,
например спасти кому-нибудь жизнь, скажем, прекрасной принцессе, или
маме, или любимой собаке, защитить волшебное королевство и тому
подобное. Для этого все закрывали глаза, делали глубокий вдох,
задерживали дыхание, затем делали три «волшебных» выдоха и каждый по
очереди начинал фантазировать.
Как мы уже выяснили, глубокое дыхание помогало мальчикам
расслабиться и успокоиться. У каждого появилась возможность
выговориться и помечтать вслух. Сэм даже не ожидал, что ему будет
так интересно слушать рассказы сыновей об их занятных приключениях.
Игра продолжалась с четверть часа, затем Сэм желал ребятам спокойной
ночи. К этому времени они вполне утихомиривались и были готовы ко
сну.
Самогипноз помог и самому Сэму избавиться от нервозного
состояния перед приходом домой и научил его радоваться предстоящей
встрече с детьми и женой. Раздражавшие его прежде красные сигналы
светофоров теперь подсказывали, что надо остановиться и сделать
несколько глубоких вдохов и выдохов, чтобы снять накопившиеся за
день стрессы и напряжения. Дистанционно открывавшиеся двери гаража
напоминали об управляемом на расстоянии игрушечном автомобиле его
мальчиков и настраивали на игру с ними.
Теперь он подходил к двери своего дома в совсем ином
настроении и был рад поиграть с сыновьями минут двадцать.
Поскольку дети не любят однообразия, игру «Придумай сам»
приходилось постоянно видоизменять, но основным элементом всегда
оставалось глубокое размеренное дыхание.
Использование самогипноза в зависимости от возраста ребенка
Интересные исследования по этому вопросу провели клиницисты
Карен Олнесс и Гейл Гарднер (1988). Они установили, что, например,
детям от двух до четырех лет можно проводить гипнотическое внушение,
рассказывая сказки от имени любимой плюшевой зверюшки или дружно
пуская мыльные пузыри.
Дети от четырех до шести лет хорошо реагируют на музыку, любят
смотреть на проплывающие в небе облака, воображать полет на
ковре-самолете или вспоминать посещение любимых мест. Для старших
детей годятся те же образы, что вы используете для себя.
В качестве примера расскажем о Келли, ученице шестого класса.
Вместе с родителями она переехала в другой город, заканчивала шестой
класс в новой школе и со страхом думала о начале нового учебного
года в сентябре. Застенчивая от природы, Келли боялась, что
одноклассники будут ее дразнить и не примут в свой коллектив, как
это часто бывает с новичками.
Школьный консультант-психолог познакомил девочку с приемами
«управляемого фантазирования» для того, чтобы избавить ее от
связанных с новой обстановкой тревог. Келли научилась быстро
расслабляться. Закрыв глаза, она представляла, что перед ней экран
телевизора или киноэкран. Вот она включает «школьный канал»,
проигрывает всевозможные школьные ситуации и придумывает
собственные.
Келли без конца вспоминала, как во время перемены одна из ее
одноклассниц прошла мимо, не окликнув и даже не заметив ее. Девочка
не могла понять, чем она обидела подругу. Расстроившись, она
старалась избежать новой встречи в течение оставшегося дня.
Включив вечером свой гипнотический экран, Келли
прорепетировала, как она на следующий день попросит подругу
объяснить, в чем дело. Это помогло ей почувствовать себя увереннее
на следующий день. Оказалось, что у подружки на голове были наушники
плейера и она так увлеклась музыкой, что ничего и никого не
заметила. Объяснение успокоило Келли.
Теперь ее отношение к школьным делам стало меняться. Если
раньше она еще долго бы переживала обиду и придумывала, что бы
сделать в ответ, то теперь во время сеанса она заново оценивала
ситуацию и находила наиболее удачную форму поведения. Она стала
более уверенной в себе и стала лучше успевать.
Ребенок учится расслабляться
Занятия самогипнозом сближают родителей и детей в процессе
сотворчества.
Расскажем о восьмилетней Саре, страдавшей от аллергии и
головных болей. Симптомы появились после смерти отца, и здесь
прослеживалась явная связь между появлением болезни и печальным
событием. Некоторое улучшение наступило после занятий с
профессиональным психотерапевтом. Затем девочку познакомили с
приемами самогипноза.
Вместе с мамой Сара стала проводить сеансы самогипноза
суммарно по два часа в неделю. Отрегулировав дыхание, они давали
волю своему воображению. Сара любила рисовать, и они переводили свои
фантазии на бумагу в виде рисунков. Девочка очень полюбила эти
спокойные минуты с мамой, дыхание у нее выравнивалось, а симптомы
аллергии становились менее выраженными. На одном очень трогательном
рисунке она изобразила себя на вершине горы разговаривающей с отцом,
который смотрел на нее с облаков. Так она смогла выразить свою тоску
об отце.
Изменение поведения с помощью неформального гипноза
В глазах детей авторитет родителей настолько велик, что иной
раз нет нужды в гипнотическом воздействии, достаточно одного лишь
слова. Однако в воспитательном процессе есть моменты, когда
невозможно воздействовать на поведение ребенка, кроме как с помощью
гипноза.
Например, родителям стоит немало сил, чтобы уложить ребенка в
постель. Особенно часто испытывают терпение родителей дети от двух
до шести-семи лет. Чтобы подготовить ребенка ко сну, можно почитать
ему книжку, вставляя где можно слова «спать», «устал», «глаза
слипаются» и прочее. Такие вставки наиболее эффективны, когда
ребенок увлечен тем, что вы ему читаете.
Можно предложить ребенку игру «Попоем с закрытым ртом».
Сначала покажите, как в нее играть. Надо сделать глубокий вдох,
секунды на три задержать дыхание и на выдохе загудеть, то на низких,
то на высоких нотах. Игру надо сделать интересной и забавной, чтобы
удержать внимание ребенка. Пусть он изображает то поющую птицу, то
музыкальную ноту, то гул ветра и т.д. Главная цель «дать ребенку
возможность расслабиться, глубоко и спокойно дышать и помочь ему
выработать постгипнотические сигналы.
Многие дети любят, когда родители поглаживают их по спинке или
по животику, особенно если лежат у телевизора или с книжкой. В таких
случаях попросите малыша сделать глубокий вдох и задержать его, пока
вы массируете спинку. Массаж делаете энергичнее на вдохе и слабее на
выдохе.
Четырехлетний Тейлор казался слишком робким и застенчивым для
своего возраста. Год назад он достаточно быстро научился говорить,
но постепенно замолчал, правда, слушал очень внимательно и все
понимал. Педиатр не нашел никаких физических отклонений и
порекомендовал обратиться к гипнотерапевту.
Сеанс начался с того, что Тейлору разрешили разговаривать с
самим собой, когда он только этого пожелает. Затем его научили
смотреть с закрытыми глазами фильм «Все о Тейлоре», а потом
«нарисовать» все, что он видел, годились любые каракули. Правда, не
все дети охотно откликаются на предложение «порисовать».
В своем фильме Тейлор мог делать все что угодно и бывать где
угодно. Если ему слышалась музыка, можно было попеть вслух. Вскоре
родители заметили, что, играя в своем уголке, Тейлор довольно громко
напевает. Появилась новая модель поведения. Постепенно малыш начал
все больше разговаривать и месяца через три его речь вполне
соответствовала возрасту. Его молчание, как выяснилось позднее, было
вызвано боязнью сказать что-нибудь не то и рассердить папу с мамой.
Самогипноз для детей старшего возраста
Дети воспринимают самогипноз как занятие чем-нибудь понарошку,
как забавные выдумки или игру в «замри». Поэтому вы можете честно
сказать, что все это не что иное, как искусство направленного
самогипноза, которым они уже владеют. Дети авторов книги восприняли
термин «самогипноз» без особого удивления.
Шестилетний Адам научился самогипнозу у отца, который прошел
курс занятий у себя на работе. С начала учебного года, вот уже
несколько недель, Адам страдал ночным недержанием мочи. Педиатр не
обнаружил никаких физиологических причин и предположил, что на
мальчика, возможно, отрицательно повлияла обстановка в новом классе.
Вместе с отцом Адам начал занятия самогипнозом. Вскоре мальчик
научился управлять своим дыханием и расслабляться. Его любимым
образом стал грузовик, и даже не один. Вот они несутся «и вдруг
мгновенно тормозят. Моторы у них такие сильные, что им ничего не
стоит взобраться на гору.
Вообще-то не столь важно, о чем мечтает ребенок, надо только
его поддержать и похвалить. С неделю Адам занимался своими
грузовиками. За это время они у него научились летать,
останавливаться по его команде и преодолевать препятствия.
Вскоре Адам заметил, что он спокойно засыпал (включая
тормоза), вставал когда надо и шел в туалет (выжимал полный газ), а
постель оставалась сухой. Через три недели он совсем успокоился и
избавился от своей беды.
Вы, скорее всего, поможете ребенку, если увлечете его сказкой,
в которой в иносказательной форме будет фигурировать его проблема.
Ребенок может начать придумывать свою сказку как с открытыми, так и
закрытыми глазами. Подсказывая ребенку тот или иной поворот событий,
можете закрыть глаза. Дети любят подражать взрослым, и особенно
родителям, поэтому они скоро станут сочинять тоже с закрытыми
глазами. По ходу сказочных событий подскажите ребенку решение его
проблемы, задавайте ему наводящие вопросы и слушайте его ответы без
всяких комментариев и оценок.
Самое главное «добиться соучастия ребенка в этой игре
(навыке).
Если вам это удалось и ребенок живо заинтересовался
предложенной игрой, положительные результаты не заставят себя ждать.
Нет родителей, которые не желали бы всего самого хорошего
своему ребенку. Научив его навыкам самогипноза, вы сделаете ему
подарок на всю жизнь. Он вырастет счастливым человеком, уверенным в
своих силах, с чувством собственного достоинства. А это и есть
заветная цель всех родителей, ибо, воплотившись, она дает им
основания полагать, что их воспитательные труды не пропали даром.
24. Новое в родовспоможении
Появление на свет «это чудо, которое произошло с каждым из
нас, но мало кто помнит, как это было. Для молодой матери залогом
легких, спокойных родов является ее физиологическая и
психологическая подготовленность к событию. Как раз это и
достигается самогипнозом.
За последнюю сотню лет роды стали исключительно объектом
внимания медицины, а то и непосредственно хирургии. Конечно, врачи
озабочены тем, чтобы оградить младенца от родовой травмы, способной
впоследствии серьезно сказаться на его развитии. Существует
категория психологов, которые с помощью гипноза специально изучают
то состояние, которое испытывает человек, появляясь на свет. С этой
целью используется прием возрастной регрессии до самого момента
рождения и выявляются факты, которые налагают свой отпечаток на
поведение, склад характера и эмоциональную сферу взрослого человека.
В недалеком прошлом роженице отводилась лишь роль
функционирующего объекта. Использование медикаментозных средств и
анестезии может вызвать у матери чувство отстраненности от процесса
родов. К счастью, в последнее время поощряется активное участие
женщины в родах на более сознательном, а не рефлекторном уровне. Все
более популярными становятся роды по методу Ламейза и
«естественные». В родильных домах создаются более уютные домашние
условия для молодых матерей, в до- и послеродовой период.
Самогипноз снимает излишний страх и волнение до и во время
родов, значительно снижает болевые ощущения. Его преимущество перед
медикаментозной анестезией очевидно ввиду того, что последняя
неблаготворно сказывается на матери и новорожденном и вызовет у
матери послеродовую депрессию. В сочетании с гипнозом анестетики
если и требуются в необходимых случаях, то в гораздо меньших дозах.
С помощью самогипноза скорее успокаиваются болезненные
сокращения матки без применения каких-либо лекарств; у роженицы
быстрее восстанавливаются силы, возрастает сопротивляемость
организма. При самогипнозе молодая мать наиболее полно переживает
момент родов, осознанно участвуя в них, и испытывает необыкновенное
чувство свершения и полноты жизни.
Основанный на принципах гипноза метод Ламейза был
модифицирован и получил распространение в Соединенных Штатах в
пятидесятые годы. При подготовке к «естественным родам» и по методу
Ламейза для обезболивания используется механизм условного рефлекса.
Большая роль также отводится глубокому дыханию, расслаблению,
обучению приемам самогипноза.
Хотя сам Ламейз (1958) старательно избегает фразировок,
указывающих на использование самогипноза, тем не менее этим и
занимаются роженицы. Мужья или другие близкие родственники помогают
им войти в транс с помощью контролируемого дыхания. Как его ни
называй, самогипноз, благодаря вышеуказанным преимуществам, годится
для всех беременных женщин.
Самогипноз во время беременности
Начинайте сеансы самогипноза на пятом или шестом месяце
беременности. Занимайтесь по крайней мере три-четыре раза в неделю.
Доктор медицины Берта Роджер (1990) настраивает своих
пациенток на осознание того, что они обладают врожденной
способностью управлять всеми процессами, входящими в понятие «роды».
Постгипнотические установки и сигналы помогают им отрегулировать
дыхание и смягчить те временные неблагоприятные явления
физиологического, эмоционального и психологического порядка, которые
сопутствуют беременности.
Очень интересные записи внушений при родовспоможении были
предложены Эриксоном (1967), Крогером (1977) и Голдманом (1990). Мы
позволили себе воспользоваться их замечательными записями, а также
работами других исследователей по этому вопросу, чтобы предложить
свой вариант внушения. Вы можете его перечитывать или записать на
пленку в своем исполнении или в прочтении мужа, любимого человека.
Можете взять с собой и слушать запись в родильной палате.
Можете внести в эту запись свои дополнения, исправления и
внушения. Цель этих прослушиваний «научиться расслабляться, понять
причину тревог и беспокойств, поддерживать свой организм в хорошем
состоянии с помощью полноценного питания и занятий физическими
упражнениями и освоить навыки контроля за болевыми ощущениями.
Сценарий занятий самогипнозом
«Прежде всего мне надо расслабиться. Я полностью успокаиваюсь,
и мне нравится это ощущение. Мой способ расслабления... приносит мне
чувство полного покоя... Я меняю положение тела, пока не нахожу
самую удобную позу. Я делаю глубокий... спокойный... вдох. Это так
легко... так естественно. Я замечаю, как с каждым вдохом мое тело
словно растворяется в спокойствии. Мое дыхание естественно и
глубоко, как колышащий листву ветер или равномерный морской прибой.
«Родовые схватки «это естественный физиологический и
эмоциональный процесс. Сокращения матки такие же, как сокращения
любой мышцы тела. Каждое сокращение приближает меня к моменту родов.
«Я могу концентрировать внимание на пальцах ног... на
голове... на руках... и чувствую в них мгновенное напряжение... Я
могу его снять. Когда я его сниму, возможно, в руках и ногах
появится ощущение покалывания. Я чувствую легкое онемение во рту...
Это тоже хорошо.
«Я могу сосредоточить все свое внимание на любой части тела,
это заставляет меня отвлечься от всего остального. Это как шкала
приемника, можно поймать любую волну, или как телевизор, включай
любой канал в любое время.
«Я чувствую, как спокойствие охватывает все мое тело... с
каждым вдохом и выдохом, с каждым сокращением матки... проникая во
все части тела. Этот покой приходит извне, он словно омывает тело...
постепенно пропитывает его, проникая до самых глубин.
«С каждым сокращением, с каждым дыханием мое подсознание
помогает мне расслабиться... Моя вера в себя укрепляется. Каждое
доброе слово, каждое нежное прикосновение окружающих меня людей
помогают мне овладеть собой... Я сама говорю себе слова поддержки.
«Я замечаю, что бывают мгновения, когда в моей голове нет
никаких мыслей. Мое сознание не занято никакой работой. Я использую
это редкое состояние для себя и погружусь в полный покой... Само по
себе выравнивается кровяное давление, кровь циркулирует внутри меня
и поступает к моему малышу, как ручейки впадают в озеро. Я спокойна,
я уверена, что мой малыш тоже спокоен.
«Я осознаю, как важно для меня быть спокойной перед
схватками... Мне помогает эта методика... Я хочу как можно больше
расслабиться, чтобы из моего подсознания ко мне пришел накопленный
миллионами лет опыт рождения и развития.
«Когда начнутся схватки и роды... я буду абсолютно спокойна...
Это будет мое естественное состояние. Все мое существо настроено на
положительный исход... Конечно, я немного волнуюсь... Я чувствую,
как все мои недомогания отступают... все проходит совершенно
естественно, очень благополучно.
«Чем больше я расслабляюсь и ровнее дышу с каждым сокращением,
тем меньше ощущаю свое тело... Оно словно немеет. У моего дыхания
есть вдох и выдох, словно вход и выход, и надо совсем немного
времени, чтобы войти и выйти, это быстро делается, так же быстро,
как проходят роды. Удивительно, с какой легкостью я управляю своими
физическими ощущениями... своим дыханием... в начале схваток... на
полпути... во время самих родов и после самого главного мгновения.
«Когда я буду рожать своего малыша, я буду так же спокойна,
как сейчас... достаточно сделать несколько глубоких, размеренных
вдохов и выдохов, и я почувствую себя так же хорошо и удобно, как
сейчас. Вполне естественно, в отдельных местах тела может появиться
чувство онемения. Я использую натуральное обезболивание,
выработанное сотнями тысяч рожениц до меня.
«Онемение может появиться в щеке... с правой или левой
стороны... неважно где. Вот онемела моя рука, словно мне сделали в
нее укол прокаина. Я могу поднести руку к лицу... Чем она ближе, тем
глубже и спокойнее я дышу. Когда рука касается лица, я делаю
глубокий вдох и чувствую, как онемение переходит с руки на щеку.
«Я хорошо чувствую, как онемела щека, но вот я отвожу руку, и
в щеке снова нормальное ощущение, а рука все еще оцепеневшая и ее
покалывает. Я кладу руку на живот... не спеша... очень
естественно... и переношу чувство онемения на живот или на другую
часть тела.
«Чем больше я практикуюсь, тем легче мне представить, что
какая-то часть меня онемела, и тут же в этом месте появляется легкое
покалывание, а затем потеря чувствительности.
«Чем больше я занимаюсь самогипнозом, тем легче я вхожу в
транс и расслабляюсь... Это такое чудесное, покойное состояние...
Только в таком состоянии я должна заботиться о себе и своем малыше.
«Способность расслабляться изначально заложена в моем
организме... в моем сознании и теле... До сих пор я не знала, что
может мне дать эта способность. Например, я могу легко уснуть по
своему желанию.
«Я считаю от пятидесяти до нуля и по мере приближения к концу
счета я достигаю полного расслабления. А если мне захочется
вернуться в живое, бодрствующее состояние, стоит лишь посчитать от
нуля до десяти. Мне надо лишь несколько мгновений, чтобы проснуться
свежей, бодрой и внимательной, будто я славно поспала. Я дышу носом
и пробуждаюсь... Мне так хорошо».
Внушение при спазмах и судорогах
Тем, кто страдает спазмами или судорогами, следует включать в
сеансы самогипноза рекомендации, выработанные Милтоном Эриксоном
(1967), чтобы роды прошли как можно легче.
1. Вы уже настроили себя на благополучный исход родов, трезво
оценивая все ожидающие вас трудности.
2. Представьте, что вы крепко сжимаете руку своего партнера,
если это понадобится. Сожмите так, чтобы у вас свело руку,
постарайтесь испытать это чувство, потому что только вы знаете, что
ждет вас во время родовых схваток.
3. Ваше естественное желание «дать жизнь своему малышу с
наименьшими страданиями, в счастливом и спокойном состоянии. Роды
должны доставить вам истинную радость и удовольствие. Вот почему вам
нужно ощутить судорогу в левой или правой руке, или покалывание в
ноге, или зуд на коже ноги. Это позволит вам постепенно
подготовиться к схваткам.
4. Схватки не застанут вас врасплох, и вы сможете принять
сознательное и активное участие на всех стадиях родов. Вы сможете
даже поинтересоваться полом вашего новорожденного.
Образное видение родов
Представьте, что вы рожаете. Это будет репетицией легких,
неосложненных родов. Находясь в трансе, наметьте себе несколько
постгипнотических сигналов, чтобы в нужный момент воссоздать чувство
спокойного расслабления во время действительных родов.
Приводим те образы, в которых некоторые роженицы в состоянии
транса представляли появление на свет своего малыша.
Джуди: «Момент появления ребенка представлялся мне в виде
распускающейся розы, открывающей свою прелестную сердцевину. С
каждым дыханием раскрывались все новые и новые лепестки».
Лиз: «Каждая схватка подсказывала мне, что надо дышать глубоко
и размеренно и по возможности расслабиться. Я представляла, как с
каждым вздохом, с каждой схваткой нарастала накатывающая на меня
океанская волна, но, отступая, она уносила мои тревоги, и я все
больше успокаивалась».
Гейл: «Чем сильнее становились схватки, тем активнее я
массировала живот. Мне казалось, что я вдыхаю носом живительную
силу, которая передается моему малышу. Глубокое дыхание успокаивало
меня и малыша. Я многократно представляла этот образ в трансе на
протяжении нескольких недель, предшествовавших родам».
Венди: «Оба раза, когда я рожала своих двоих детей, я
использовала самогипноз. Я начала ежедневно прослушивать сделанную
мною запись внушения за несколько недель до родов и научилась
расслаблять части тела по отдельности и группами. Находясь в трансе,
я представляла, что гуляю по прекрасному песчаному пляжу, меня греет
солнышко, над головой с криком проносятся чайки и свежий ветерок
треплет мои волосы».
25. Как улучшить спортивные достижения
Если вы хотите лучше играть в теннис, гольф, волейбол,
пинг-понг и другие спортивные игры, сделать свои удары более меткими
и сильными, вспомните о самогипнозе.
Многие профессиональные спортсмены успешно применяют эту
методику. Ее использование во время тренировок помогло боксеру Кену
Нортону одержать свою знаменитую победу над Мохаммедом Али, когда
Кен сломал ему челюсть во время боя.
С помощью самогипноза средний игрок может превратиться в
звезду первой величины. Так, бейсболист Бакнер стал чемпионом
Национальной Лиги в 1980 году. Самогипноз помогает
сконцентрироваться, выявить свои сильные и слабые стороны и
научиться спокойно и эффективно отражать натиск противника, равно
как и его попытки помешать вам вести игру. Вы перестанете
отвлекаться на мысли о том, что думает о вас главный тренер,
болельщики или хозяин клуба. На вас не станут отрицательно влиять
воспоминания о последней неудаче или проигрыше.
Многие профессиональные спортсмены неохотно признаются в
использовании самогипноза из опасения, что их посчитают неуверенными
в своих силах или обвинят в использовании искусственных средств для
поддержания формы. Однако в программу тренировок участников
Олимпийских игр и просто любителей психологическая подготовка
официально входит как одна из составных частей.
Часто спортсмен непроизвольно входит в состояние транса. Это
известно бегунам, гимнастам и представителям других видов спорта.
Достаточно пятнадцати минут сосредоточенного бега или другого
занятия, чтобы увлеченный им человек вошел в транс. Эта
поглощенность является измененной формой концентрированного
внимания, для которой характерно повышенное выделение эндорфинов и
других химических веществ в организме, способствующих спокойствию и
расслаблению.
Естественное и здоровое чувство соперничества всегда
подталкивает как профессионала, так и любителя к совершенствованию в
своем виде спорта. Это и послужит для любого мотивацией при
использовании самогипноза.
При всей важности непосредственных тренировок в том или ином
виде спорта, по словам Джека Никлауса (1974), в гольфе, например,
удача на 90 % зависит от психологической подготовки и только на 10 –
от умения играть. «Я не делаю ни одного удара, – рассказывает Джек,
– прежде чем не представлю во всех подробностях полет мяча так, как
я его задумал».
В любом виде спорта главное «умение сконцентрироваться и быть
предельно внимательным. Но многие понимают это как предельное
напряжение всех душевных и физических сил. Действительно,
экстремальные ситуации требуют такой концентрации физических усилий,
например, игра футболистов в обороне или поднятие тяжестей.
Но во многих видах индивидуального и командного спорта
чрезмерное напряжение душевных сил пагубно сказывается на
сосредоточенности и внимании игрока.
В своей книге «Играйте в теннис головой» (1974) Боб Харман
подчеркивал, что прежде всего перед игрой и во время нее надо
расслабиться.
Спокойная уверенность
С помощью самогипноза можно выработать в себе чувство
спокойной уверенности, представляющее собой предельную
психологическую собранность в сочетании со спокойствием, основанным
на отличном владении данным видом спорта.
Во время транса подойдет следующее внушение:
«Чтобы успокоиться, я делаю четыре»шесть глубоких вдохов и
выдохов. Я собран, мои действия и реакции предельно четки. Дыхание
заряжает меня энергией. Вдыхаемый кислород стимулирует мой мозг и
тело. Я готов показать все, на что я способен. Медленный выдох
успокаивает мой ум и тело и помогает собрать мои внутренние силы в
один мощный пучок энергии».
Самогипноз поможет вам играть в своей индивидуальной манере и
не принимать тот стиль игры, который попытается навязать ваш
партнер. Вам не надо будет тратить силы на то, чтобы совладать со
своими нервами, вы направите всю энергию на то, чтобы одолеть
соперника.
Репетиции в уме в состоянии транса
Тренировки в уме приносят не меньше пользы, чем сама игра.
Может, это покажется странным, но научные наблюдения
свидетельствуют, что тренировавшиеся в уме баскетболисты показали
большую точность попадания в корзину, чем те, что занимались только
в зале.
Ряд ученых, включая Эдмонда Джекобсона (1932), установили, что
во время мысленных тренировок незначительно стимулируются занятые в
данном виде спорта группы мышц. Эти сокращения столь слабы, что
заметить их простым глазом невозможно, зато их фиксируют тончайшие
электронные приборы. Стало быть, думать «значит тренироваться. Мышцы
«запоминают» тренировочные упражнения так же, как мозг запоминает
временные и поведенческие модели. Это явление известно как «мышечная
память», а формирующиеся в мозгу устойчивые навыки (стереотипы)
называются энграммами.
Для того, чтобы начать такие мысленные тренировки, войдите в
транс и предельно расслабьтесь. Представьте себя на поле, корте или
другой спортивной площадке, в то же время наблюдая за своей игрой
как бы со стороны. Возможно, вы сидите на трибуне как зритель, или
следите за игрой по телевизору, или в кино. Выбирайте то, что вам
больше подходит. Вы должны очень живо представить все атрибуты игры
«мяч, сетку, стенки, разметку корта или поля и т.д. Представьте себя
в игре. Это получается не сразу, имейте терпение и через два-три
сеанса вы уже будете «играть» в полную силу. Найдите для себя
постгипнотические сигналы. Если вы играете в теннис, внушайте себе,
что как только вы выходите на корт, это будет сигналом расслабиться.
Регулярно закрепляйте постгипнотические установки, начиная сеансы за
одну-две недели до игры.
Ближе к победе
В каждом виде спорта есть три момента, требующие постоянного
совершенствования: 1) собранность; 2) точный расчет; 3) техника.
Собраться нужно еще до игры. Вся подготовка к выходу на
спортивную площадку повышает собранность, и каждое действие служит
постгипнотическим сигналом. Соответствующие внушения надо начинать
за несколько дней, а то и недель до встречи.
Надо выбросить из головы все посторонние мысли и тревоги.
Можете повторять следующие внушения:
«Когда я надеваю свой спортивный костюм, я оставляю в
раздевалке все свои проблемы и приступаю к игре со свежей головой».
«Когда я впервые вытираю лицо полотенцем, я стираю из памяти
все отвлекающие меня мысли и отбрасываю их прочь вместе с
полотенцем».
«Затягивая шнурки на спортивной обуви, чтобы она плотнее
облегала ногу, я крепко беру себя в руки и концентрирую свое
внимание на предстоящей игре».
Уверенно держащая ракетку, биту или весло рука символизирует
вашу собранность, умение держать себя в руках. Сетка, ворота и
прочие разметки разделяют поле на сектора так же, как вы разделили
свое внимание, отбросив все, что мешает сосредоточиться на игре.
Точный расчет требуется при касании мяча и ракетки или биты,
при координации своих движений. Это достигается постоянными
упражнениями, в том числе и в трансе.
Не жалейте времени на мысленную отработку техники.
Представьте, как вы выполняете разнообразные удары. Постарайтесь
увидеть движения руки и ракетки словно в замедленной съемке. Вот мяч
медленно летит к цели. Вы провожаете его глазами и представляете
свое ликование, когда он влетает в корзину, или вы попадаете в цель,
в общем добиваетесь успеха в своем виде спорта.
Можете представить, что от ракетки до места, куда вы хотите
послать мяч, протянута тонкая металлическая нить. Удар «и мяч точно
следует за этой нитью. Или мысленно прочертите пунктирную линию до
нужного места, или вообразите, что это место по площади раза в два
больше обычного.
Известный профессиональный тренер по теннису Джефф Маккуллох
(1984) учил своих подопечных тренироваться в уме, отрабатывая
разнообразные удары и представляя траекторию полета мяча при каждом
из них. Джефф убедился, что те, кто готовил себя к игре мысленно
(помимо обычных тренировок), приобретали мастерство быстрее и
сохраняли его дольше, чем те, кто занимался только на корте.
Не перестарайтесь
Делая рывок к корзине и забрасывая мяч, баскетболист Майкл
Джордан вряд ли обдумывает каждое свое движение, иначе у него в
мгновение ока перехватили бы мяч. У него сложилась устойчивая,
многократно повторяемая последовательность движений. Она сохраняется
в «мышечной памяти» и зафиксирована в мозгу. Бросок в корзину для
него такая же привычка, как, например, ходьба для каждого из нас.
Следует помнить, что слишком дотошное и чрезмерное обдумывание
своих движений и реакций готовит вам западню. Во время игры
постоянный анализ может сковать ваши действия.
Когда вы в игре и отдаете ей всего себя, положитесь на
подсознание, оно подскажет наиболее верный путь к победе. Но уже не
пытайтесь сознательно пробовать новую стратегию или технику во время
игры. Оставьте это для сеансов самогипноза. Вот тогда следует
проанализировать все свои действия в прошедшей игре и выработать
новые приемы и тактику, чтобы применить их в будущей.
Во время игры сознание должно быть занято исключительно
движением мяча и соперников, не отвлекаясь ни на что иное.
Подводя итоги, можно назвать самогипноз вашим личным и
надежным тренером, который сумеет выявить все, на что вы способны в
избранном виде спорта. Как и любой вид тренировок, самогипноз
требует регулярности и особого внимания к правильному питанию и
полноценному сну.
26. Мыслите перспективно о деньгах и карьере
Вы, наверное, подумали: какое отношение имеет самогипноз к
деньгам и успеху? Непосредственное: он призовет на помощь
подсознание, которое поможет вам добиться своей цели.
Программируйте себя на успех
1. Избавьтесь от негативных оценок. Откровенно признайтесь
себе, каково ваше отношение к деньгам и успеху? Самогипноз поможет
выявить неплодотворные стороны вашей позиции по этому вопросу и
заменить их на конструктивное мышление (см. главу 12, «Совещание»).
2. Четко определите цели. Вы добьетесь многого и быстрее
придете к цели, если поймете, какой смысл вы вкладываете в понятие
именно вашего успеха и к чему вы стремитесь в своей карьере.
3. Научитесь образно представлять вашу мечту. Тогда в
подсознании сформируется чувство достигнутого успеха, и вы уже
сознательно начнете на деле осуществлять заветную мечту; построить
свой дом или приобрести желанную вещь. Образное мышление начнет
побуждать вас к действию.
4. Двигайтесь к намеченной цели. Как говорится, под лежачий
камень вода не течет. Одними мечтами богат не станешь, надо
переходить к делу, желательно к тому, что скорее приведет вас к
цели.
5. Наберитесь терпения. Этому научит вас самогипноз. Он также
научит вас упорству и усердию в достижении своей цели, какой бы
далекой она ни казалась.
Самое главное «человек должен понять и признать себя таким,
каков он есть на данный момент. На пути к цели его не должен
останавливать ни возраст, ни жизненные осложнения любого порядка, ни
отдаленность этой цели. Если вы в целом негативно относитесь к
деньгам и личному успеху, следует сразу себе в этом признаться. Не
пытайтесь обмануть себя, если вы не очень радивый работник.
Признайте свои недостатки и постарайтесь от них избавиться. Пытаясь
скрыть от себя свои слабости, вы только вставляете себе палки в
колеса. Возможно, вам удастся обмануть свое сознание, но не
подсознание.
Составьте список своих вредных привычек, слабостей и
недостатков, внесите в него все то, что может помешать вам на пути к
успеху. Это и будет отправной точкой в работе над собой, а ваше
подсознание будет руководить вами, если вы действительно хотите
перемен.
Не думайте плохо о деньгах и успехе
Вы считаете, что большие деньги водятся только у жуликов? Что
деньги «корень всех зол? Вы завидуете богатым? Считаете, что к
успеху можно прийти только по чужим головам?
Если вы согласно киваете на все эти вопросы, ваша неприязнь к
богатству и успеху очевидна. Если ваша позиция вам не совсем ясна,
попробуйте поглубже заглянуть в себя с помощью самогипноза.
Прочитайте для этого главу 16.
Ваша неприязнь к богатым и удачливым людям, возможно,
сформировалась еще в детстве, когда вы прислушивались к разговорам
родителей. А может, виной является еще какая-нибудь причина.
Впрочем, это не столь важно, главное «избавиться от этой
предвзятости.
Во время сеансов самогипноза внушайте себе:
«Я осознаю, что мое отношение к богатству и успеху помешало
мне самому добиться того же. Разве можно достичь цели, которую
считаешь недостойной? Чтобы преуспеть в жизни, вовсе не обязательно
сметать всех со своего пути, или обретать счастье за счет несчастья
других. Мир просторен, и в нем для каждого найдется шанс, если есть
желание трудиться для будущего благополучия. У меня есть такое
желание».
Четко формулируйте цели
Как говорится, кораблю, который плывет в никуда, не нужен
попутный ветер. Надо твердо определить, куда вы направите свой
корабль. Изложите на бумаге программу достижения ваших целей. Будьте
предельно конкретны. Определенная сумма денег на банковском счете,
свой дом или яхта «это слишком расплывчатые цели. Вот пример четко
изложенной цели:
«Через три года я стану директором филиала нашей фирмы. У меня
будет дом, такой же, как на картинке, что я вырезал из журнала:
четыре спальные комнаты, внутренний зеленый дворик, бассейн и
просторная кухня. Я куплю новый темно-синий «Корвет». Все это будет
у меня в ближайшие пять лет».
Формулируйте свои цели самостоятельно
Если вы мечтаете о чем-то из вещей, вырежьте картинку из
журнала или рекламного проспекта, чтобы в трансе живее видеть этот
предмет перед глазами. Можете повесить вырезанные картинки в местах,
где они чаще всего будут попадаться вам на глаза. Все это даст
возможность вашей цели укрепиться в подсознании.
Чтобы добиться цели, научитесь мечтать о ней
Внутри человеческого мозга есть отдел (ретикулярная формация),
выступающий в роли стража у ворот, через которые информация
проникает в мозг. Если бы этот страж пропускал внутрь все внешние
раздражители без разбора, мы никогда не смогли бы сосредоточиться в
нужный момент или сконцентрировать на чем-то наше внимание.
Этот отдел головного мозга устроен таким образом, что
отсеивает всю лишнюю информацию, не имеющую для данного человека
жизненного значения. Например, вы купили автомобиль и вдруг стали
замечать, как много вокруг машин этой марки. Раньше вы не обращали
на это внимания, теперь информация стала для вас интересной.
Самогипноз поможет активизировать ретикулярную формацию мозга
с помощью мысленного воспроизведения ваших целей. Чем живее и ярче
ваша «картинка», тем активнее действует подсознание, подталкивая вас
к наиболее отвечающему вашей цели выбору, решению, поступку.
Автор книги «Мечтайте и богатейте» (1960) Наполеон Хилл
представляет подсознание как «связующее звено между ограниченными
возможностями человеческого ума и безграничностью интеллекта». Он
предлагает каждому развивать в себе следующие стороны личности:
1. Желание
2. Веру
3. Любовь
4. Секс
5. Энтузиазм
6. Романтизм
7. Надежду
В книге «Сверхработоспособность как способ реализовать свой
деловой потенциал» ее авторы Корн, Пратт и Ламбру (1987) советуют
читателям, как снимать рабочее напряжение и переводить его в
творческий «трудоголизм» с положительной мотивацией. Здоровью вредит
не такой труд, а тот, что связан с отрицательными эмоциями:
раздражением, враждебностью, страхом, неуверенностью в своем
положении или своих силах, и т.д.
Научитесь правильно чередовать труд и отдых, чаще рисуйте
мысленно конечный результат ваших усилий и постоянно держите в уме
программу намеченных действий для достижения цели.
Наберитесь терпения
Не стоит рассчитывать на мгновенный успех: на пути к цели вас
ждут и взлеты, и падения, но не теряйте надежды. И на ошибках можно
учиться. На занятиях самогипнозом анализируйте свои неверные шаги и
промахи, чтобы учесть их на будущее.
В книге Ричарда Баха «Иллюзии» (1977) есть примечательные
строки: «Нет такой задачи, решение которой не было бы нам наградой.
Это наполняет нашу жизнь смыслом; вот почему мы ставим перед собой
все новые и новые задачи».
При встрече с неудачей самогипноз поможет снять стресс и
обрести душевное равновесие (см. главу 12).
А вот пример того, как можно использовать самогипноз в
интересах процветания бизнеса.
Дэн закончил курсы по самогипнозу в одном из местных
колледжей. Он был владельцем небольшой фирмы, занимающейся
компьютерным обеспечением. У него в штате было всего восемь
сотрудников.
Убедившись в том, что занятия самогипнозом положительно
сказались на его делах, да и на личной жизни, Дэн решил организовать
занятия с профессиональным консультантом для своего персонала. Идея
была с энтузиазмом встречена в фирме. В целом сеансы заняли четыре
часа. Занятия сплотили коллектив, способствовали совместной
разработке интересных деловых идей, помогли овладеть техникой
самогипноза. Занятия были записаны на пленку, и их можно было
прослушивать в любое время в специально отведенной для этого комнате
отдыха.
Работа с душой и спокойная доброжелательность персонала были
замечены покупателями и поставщиками. Да и в семьях произошли
благотворные перемены.
В последующие три года дело расширилось, и у Дэна уже работали
27 человек. С появлением новых сотрудников курс занятий самогипнозом
повторялся, «старички» охотно освежали свои знания, а новички
приобщались к ним впервые.
В каждой профессии есть свой соответствующий инструментарий,
но самогипноз «это инструмент, который годится в любом деле.
27. Самогипноз вчера, сегодня... много лет спустя
Самогипноз «это глубокое, захватывающее состояние, в котором
мы открываем в себе новые способности и даем жизнь новым идеям. Его
исторические корни уходят в глубь тысячелетий. Возможно, способность
поддаваться гипнозу генетически запрограммирована в центральной
нервной системе человека.
Достаточно представить, как наши древние предки собирались
вокруг костра под усыпанным звездами небом, чтобы своими
заклинаниями вызвать духов и получить ответы на все неясное, что
окружало их. Все эти основанные на глубоких верованиях ритуалы и
были началом самогипноза.
Мы считаем, что в отдаленном будущем люди станут широко
пользоваться приемами самогипноза для развития своих физических,
эмоциональных и творческих способностей. Установки на такое развитие
будут поступать из «сфокусированного во времени» (вернее, «вне
времени») подсознания.
Составной частью школьной программы станет методика
самогипноза, направленного на повышение внимательности, мотивации в
учебе и воспитание полноценной личности.
Чтобы кратко проиллюстрировать историю развития гипноза и
наметить вехи на его перспективы в будущем, попробуем изложить нашу
версию уже свершившихся и ожидаемых достижений в этой области.
1959 «Переживший ужасы нацистского концлагеря Виктор Франкл
пишет книгу «Человек в поисках смысла». Своим главным открытием он
считает мысль, что «только человеку свойственно жить надеждой на
будущее». Человек может многое и многое зависит только от него.
1976 «Норман Казенс публикует книгу «Анатомия болезни» «о
своем исцелении от практически неизлечимой болезни. Он делится своим
опытом мобилизации всех целительных сил организма, пишет о том, как,
преодолевая отчаяние, он помогал своему мозгу диктовать сложные
рецепты для укрепления тела.
1978 «На основе своей работы со смертельно больными раком Карл
Саймонтон пишет книгу «Жизнь заново». Возглавляемая им группа
докторов проводила психологический тренинг со 159 неизлечимыми
пациентами, которым оставалось меньше года жизни. Четверть из них
перешли в категорию практически здоровых, а остальные прожили от
двух и более лет.
1982 «В своей книге «Возможный человек» доктор медицины Джин
Хьюстон предлагает упражнения для повышения физических, умственных и
творческих способностей.
1986 «Эрнест Росси назвал свою книгу «Психобиология излечения
системы ум»тело». То, о чем мы думаем и во что верим, оказывает
глубокое воздействие на заболевание. Росси прослеживает
электробиохимическую связь между нейронными системами мозга и
иммунной системой. Это открытие помогает лучше понять работу
Саймонтона и его группы (1978).
1987 «Журнал «Открытие» (Discover) комментирует в февральском
номере исследования в области психонейроиммунологии Жерара Рену,
Кэндейса Перта, Эда Блалока, Ника Холла, Хьюго Безедовски и других
ученых. Они считают, что управляемое фантазирование и визуализация
передаются иммунной системе и воздействуют на нее.
1995 «Три ведущих компании сообщают данные о том, что с
помощью занятий самогипнозом, организованных для управляющего
персонала, удалось снизить количество сердечно-сосудистых
заболеваний. Эти компании вводят в распорядок дня своих сотрудников
перерывы для «психологической разрядки». Их цель «снизить связанную
со стрессами заболеваемость и повысить производительность труда.
1996 «Появляются научные публикации об использовании
самогипноза для укрепления внутрисемейных отношений «для лучшего
взаимопонимания супругов, налаживания интимной жизни, более глубокой
психологической совместимости.
1997 «Журнальная публикация сообщает об исследованиях ученых в
области возрастной регрессии с помощью самогипноза. Клиенты могли на
несколько дней возвращаться в определенный возраст (под наблюдением
врачей) для выявления обстоятельств, помешавших развитию адаптации и
их эмоциональной сферы. Сообщается также о значительном сокращении
сроков обучения в состоянии транса. То, на что раньше требовались
годы, теперь усваивается за несколько месяцев.
1999 «Ведущая команда бейсбольной лиги объявляет о своих
планах включить в весенние выездные тренировки, занятия по
самогипнозу и образному видению. Цель занятий «снятие нервного
напряжения, максимальная собранность, совершенствование техники
игры. Для достижения лучших игровых результатов будет использована
новая методика группового транса.
2001 «Медицинские страховые службы впервые поддерживают идею
использования самогипноза как дополнительного метода лечения,
который активизирует иммунную систему и повышает сопротивляемость
организма заболеваниям.
2004 «Исследования в области гериатрии показывают, что пожилые
люди, ознакомленные с техникой самогипноза и регулярно проводящие
сеансы внушения в гипнотическом и полугипнотическом состоянии,
меньше болеют, более подвижны и дольше живут.
2006 «Постановлением государственных органов образования
самогипноз вводится в программы начальных и средних школ с целью
повышения успеваемости, развития личности и улучшения общего
состояния здоровья учащихся.
2015 «Ученые приходят к выводу, что самогипноз является чем-то
вроде «шестого чувства», которое имеет доступ к строению иммунной
системы. Используя транс как средство внутренней связи с сознанием,
иммунная система может определять химическое строение эмоциональных
сигналов, исходящих от других людей.
Специально тренированные специалисты могут считывать и
расшифровывать эти сигналы с помощью самогипноза. Так подводится
научная база под то, что мы раньше считали наитием, интуицией,
внутренним голосом.
Все чаще мы слышим о новых открытиях в области психического
воздействия на здоровье и уровень жизни. И чем больше человек узнает
о себе, тем больший трепет он испытывает, осознавая, сколь
неисчерпаемы скрытые в нем силы.
То, что мы предсказали выше, возможно, в будущем станет
рядовой информацией в новостях дня.
Наш организм «эта вселенная в миниатюре «столь сложно устроен
и столь слаженно действует, что самый мудреный компьютер не идет с
ним ни в какое сравнение. Нераскрытый, пока дремлющий потенциал
личности «возможно, одно из самых ценных сокровищ нашей планеты.
Работа в этом направлении открывает такие же захватывающие
перспективы, как исследования космоса или раскрытие тайн генетики.
САМОГИПНОЗ
Руководство по изменению себя
Перевод Т.К. Кругловой
Научный редактор Е.Л, Михайлова
Редактор И.В. Типикина
Технический редактор Т.В. Сиротинская
ЛР№ 061743
М.: Независимая фирма "Класс",
ISBN 0-87630-650-4 (